Кафедра ведет учебно-методическую работу по формированию комплекта нормативных документов, обеспечивающих реализацию образовательных программ высшего образования по следующим направлениям подготовки:
Также кафедра приняла участие в разработке учебно-методического обеспечения программ среднего специального образования (специальности 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Постоянно идет разработка и дополнение учебных планов, рабочих программ дисциплин, программ учебных и производственных практик, программ государственной итоговой аттестации, фондов оценочных средств, экзаменационных билетов, тестов и других материалов учебно-методического обеспечения дисциплин.
В учебном процессе используются более 20 учебников, учебных пособий и методических рекомендаций, разработанных преподавателями кафедры, в частности:
Сотрудники кафедры принимают активное участие в научно-методических конференциях и семинарах регионального и всероссийского уровня, ежегодно участвуют во Всероссийской научно-методической конференции "Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры".
Преподаватели кафедры активно внедряют инновационные технологии (мультимедиа-технологии, технологии учебного проектирования, деятельностные технологии и др.) в образовательный процесс; ведут работу по подготовке электронных учебников, учебных пособий, методических рекомендаций и разработке электронных курсов лекций по преподаваемым дисциплинам, осваивают дистанционные образовательные технологии, в том числе в приложении Microsoft Teams и системе электронного обучения «Moodle».
Все преподаватели кафедры регулярно проходят повышение квалификации, были освоены дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по темам: «Современные технологии психологической поддержки и сопровождения школьников», «Организация образовательного процесса в условиях инклюзии», «Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования», «Основы работы в системе электронного обучения Moodle», «Управленческие аспекты деятельности руководителей подразделений ОУ», «Технология создания интерактивных образовательных ресурсов», «Работа образовательного учреждения в условиях новых ФГОС», «Организация комплексного сопровождения образовательного процесса и здоровьесбережения для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Использование ресурсов электронной информационно-образовательной среды ОГУ при реализации образовательных программ ФГОС ВО», «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» «Педагогика и методика дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО», «Проектная и исследовательская деятельность: внедрение в условиях реализации ФГОС», а также дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки «Менеджмент образования», «Педагогика высшего образования», «Клиническая психология с основами психотерапии», «Дефектологическое образование».
Кафедра успешно реализует дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки «Дошкольное образование», «Начальное образование», а также дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для специалистов дошкольного и начального образования («Личный блог педагога как платформа для организации учебно-воспитательного процесса», «Профилактика и коррекция школьных трудностей: нейропсихологический подход», «Методические основы организации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации требования ФГОС», «Проектирование образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС», «Проектирование и реализация адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС дошкольного образования», «Особенности профессиональной деятельности младших воспитателей в условиях стандартизации дошкольного образования», «Профилактика и коррекция школьных трудностей: нейропсихологический подход» и др.).
Научная исследовательская работа осуществляется преподавателями кафедры по двум госбюджетным темам:
Ежегодно организуются исследования по хоздоговорным темам (2022 год: «Профилактика и коррекция школьных трудностей: нейропсихологический подход», 2021 год: «Использование Монтессори-материалов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», 2019 год: «Методика использования нетрадиционных техник изображения в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста и др).
С 2018 по 2022 г. опубликовано 6 учебных пособий, 4 сборника научных трудов, 4 методических рекомендаций, 14 статей в журналах, рекомендуемых ВАК Минобрнауки РФ, 30 статей в зарубежных изданиях (Норвегия, Польша, Чехия, Болгария, Казахстан, Великобритания и др.), более 70 статей в сборниках трудов и других индексируемых изданиях.
Преподаватели кафедры ежегодно принимают активное участие в профессиональных конкурсах и викторинах (Международные педагогические конкурсы «Образовательный ресурс» (г. Москва), Всероссийский конкурс «Новые технологии в образовании»» (г. Тюмень), Международный педагогический конкурс «Использование современных информационных технологий в образовании»» (г. Москва),Ежегодный международный конкурс научных публикаций в области экономики и образования «Magnum Opus Publication» (г. Ростов-на-Дону), Международный конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!» (г. Москва), Всероссийский творческий конкурс «Лучшая презентация к уроку» (г. Москва), Лучшая научная работа в секции «Педагогические науки» по результатам работы Международных научно-практических конференций (гг. Прага, Минск, Астана, София, Кишинев и др.); Всероссийский педагогический конкурс «Высокий результат» (г. Казань); конкурс электронных образовательных ресурсов (г. Оренбург); конкурс монографий, учебников и учебных пособий (г. Оренбург), внутривузовский конкурс монографий, учебников и учебных пособий и др.).
Ежегодно сотрудники кафедры выступают экспертами регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников. В 2021 году приняли участие с VI Всероссийском съезде работников дошкольного образования «Реализация государственной политики в сфере дошкольного образования». Заведующий кафедрой Т.В. Диль-Илларионова с 2020 года и по настоящее время является членом жюри Всероссийского конкурса "Воспитатель года Оренбуржья ", модератором дискуссионных площадок Регионольной школы «Университет детства» по направлению «Детский сад – территория возможностей для детей с особыми образовательными потребностями».
Преподаватели кафедры успешно реализовали участие обучающихся в действующих научных объединениях, педагогических олимпиадах, всероссийских и международных студенческих научно-практических конференциях и конкурсах. В 2021-2022 уч. г. студентами факультета были получены дипломы победителя во внутривузовском конкурсе сочинений «Моя будущая профессия - педагог», победителей и участников Международного педагогического конкурса «Свободное образование», Открытого всероссийского дистанционного конкурса Эссе «Моя профессия – воспитатель». По результатам научных исследований в 2021-2022 гг. 45 обучающихся опубликовали статьи, в том числе без соавторов - сотрудников вуза- 25.
Ежегодно кафедрой организуется всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы в системе дошкольного и начального образования», в которой принимают участие научные и практические работники сферы образования и студенты.
Все преподаватели кафедры отмечены благодарственными письмами и почетными грамотами за плодотворную научно-методическую работу и достигнутые успехи в образовательной деятельности.